В гостях у Евгении Белоусовой |
В жизни нет смысла. Она сама и есть смысл. |
ВСТУПЛЕНИЕ Наш мир – это феерия красок. Яркие, сочные оттенки дают нам ощущение праздника и полноты жизни. Представьте, как выглядел бы наш мир, если бы он выцвел и стал черно-белым. Погасла бы радуга, потухли светофоры. А серым девушкам в серых платьях дарили бы серые цветы. Тоскливо? XXвек подарил нам два новых вида искусства: фотографию и кино. Однако на фотоснимках и в кинохронике начало 20 века предстает перед нами серым и однотонным. Сможем ли мы, глядя на эти кадры, сказать, какие цвета были тогда в моде? А как вы думаете, по какому поводу собрались эти люди? На похороны или на праздник? На самом деле они собрались на коронацию. А все в серо-черном, будто в трауре… Какой товар лежит на прилавках? Если бы изображение было цветным, нам не составило бы труда ответить на все эти вопросы. Но, к сожалению, мы представляем себе лишь черно-белый контур прошлого. Лин Брукс: «Черно-белая фотография только обозначает объект и его очертания, а цветная фотография передает его содержание». Сегодня мало кто догадывается, что историю России начала 20 века лишили цвета мы сами. Была другая, цветная история. А мы умудрились ее потерять и забыть. Харольд Линч: «Люди не знали о существовании цветной фотографии в начале 20 века. Было очень удивительно видеть цветные фотографии столетней давности, которые, казалось, сделали вчера». Оказывается, первые цветные снимки были сделаны еще во второй половине 19 века. Для получения цветного изображения использовался принцип тройной фотографии. Изобретение цветной фотографии было таким же прорывом, как показ «Прибытия поезда» братьев Люмьер. Но в отличие от кино, технологии цветной печати были незаслуженно забыты, и сегодня только историки и редкие эксперты знают об этом. Виктор Минахин: «Впервые метод цветной фотографии, который можно было использовать на практике, изобрел французский ученный Дюко Дюарон в 1860-е годы. Технология, которую он предлагал, состояла в том, чтобы сделать три отдельных черно-белых снимка через красный, зеленый, ну и тогда фиолетовый светофильтры. Получалось три черно-белых изображения, которые потом можно было объединить, точнее позитивные изображения, полученные с этого негатива, можно было объединить для того, чтобы получить цветное изображение. Это было непросто, технология была сложная, но Дюко Дюарону это удавалось». Удавалось это и нашему соотечественнику, талантливому фотографу и исследователю Прокудину-Горскому. Сергей Михайлович Прокудин-Горский запечатлел для потомков Россию начала 20 века в цвете, создал уникальную коллекцию цветных фотографий. Но этот дар оказался невостребованным, никому не нужным в молодом государстве, где новую историю писали красным. Забыли и технологии, и саму коллекцию. Лишили возможности будущие поколения взглянуть на историю своей страны в цвете. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. Судьба предоставила Прокудину-Горскому шанс стать фотолетописцем Российской Империи. А пока ничего не подозревающий о своей роли в истории будущий мастер цветной фотографии, вчерашний студент Технологического института с головой увлечен химией и дочкой директора сталелитейных заводов Анной Александровной Лавровой. На последней он позже женится. А любовь к химии подвигнет Сергея Михайловича на поездку в Германию для совершенствования своего образования. Там он попадет в лабораторию немецкого химика профессора Мите, самого известного в то время специалиста по цветной фотографии. Именно здесь начнется увлечение Прокудина-Горского фотоделом. Вернувшись в Россию, Прокудин-Горский откроет в Санкт-Петербурге собственную лабораторию, где продолжит свои эксперименты. В этом же доме будет жить вся семья Прокудиных-Горских, а также расположится редакция журнала «Фотограф-Любитель», в котором Сергей Михайлович будет публиковать работы о достижениях в области фотографии. В 1898 году Сергей Михайлович становится членом фотографического отдела Императорского Русского Технического общества и публикует статью «О фотографировании падающих звезд». Нет, ну вы подумайте! Сегодня, спустя 110 лет, многим приходит в голову фотографировать падающие звезды? Немудрено, что его авторитет был очень высок, и именно ему члены фотографического отдела доверили организацию Курсов практической фотографии. Однажды в мастерскую Сергея Михайловича поступил заказ на проявку снимков Льва Николаевича Толстого. Имя писателя в тот период было знаковым для всего мира. А качество снимков, которые принес какой-то фотограф, оставляло желать лучшего. Испытывая глубокое почтение к писателю и понимая, что художественный уровень снимков абсолютно не соответствует славе Льва Николаевича, Прокудин-Горский решил написать письмо Толстому. «Глубокоуважаемый Лев Николаевич, <…> фотография в натуральных цветах – моя специальность, и возможно, что Вам случайно попадалась моя фамилия в печати. В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Мои цветные проекции известны как в Европе, так и в России. Я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги… Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны, не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может». Лев Николаевич принял фотографа в Ясной поляне. Этот визит увековечил писателя в цвете. Позже портрет писателя был растиражирован в разных форматах. В виде настенных картин, открыток... Портрет Толстого прославил по всей России и имя фотохудожника. В 1907 году Прокудин-Горский отправился в Туркестан, чтобы сфотографировать многочисленные памятники архитектуры. Может быть, эти снимки не произвели бы такого сильного впечатления на современников, но через полгода в Туркестане произошло страшное землетрясение и все памятники были разрушены. Это событие заставило всех по-новому взглянуть на сделанные фотографии. Светлана Гаранина: После возвращения из Ясной поляны 30 мая 1908 года Прокудин Горский перед членами государсвенной думы и государственного совета, которые решали вопрос об авторском праве фотографа, демонстрирует свои фотографии сделанные в Туркестане до землетрясения, произошедшего там в 1907 году, и именно на этой демонстрации стало очевидно, что замечательные мусульманские святыни Бухары и Самарканда запечатлены на фотографиях, а на деле они частично разрушены, и вот тогда и появляется эта мысль, при чем он и озвучивается, что фотография в натуральных цветах может помочь сохранить все достопримечательности существующие в России У Прокудина-Горского была мечта. Он хотел проехать по всей России и запечатлеть в цвете ее красоты и памятники. Осуществить эту идею самостоятельно, без государственной поддержки было не под силу. Светлана Гаранина: Он прекрасно понимал, что без разрешения императора заниматься вот такой целенаправленной съемкой всей России он просто не может, что для этого необходимо участие государя. Неожиданно представился уникальный случай. В Академии художеств была развернута выставка достижений русских фотографов. Гвоздем программы стал показ на экране цветных проекций Прокудина-Горского, в том числе сделанных в Туркестане. Представление то и дело прерывалось взрывом рукоплесканий. На показе в зале присутствовало много важных персон и даже члены императорского дома. После этого феерического показа Прокудин-Горский был приглашен в Царское Село для представления Государю. Спустя годы, вспоминая о первой встрече с императором, Прокудин-Горский писал: «Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой демонстрации мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе. Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения. Государь отнесся с большим одобрением к моим словам». Получив одобрение царя, у Прокудина Горского появилась возможность осуществить свой грандиозный план – запечатлеть в натуральных цветах достопримечательности громадной Российской Империи. По высочайшему повелению Прокудину-Горскому предоставили полную поддержку и выделили транспорт для многочисленных экспедиций по стране. Мастер начал свой многолетний проект. После окончания каждой экспедиции, занимавшей, как правило, лето, Прокудин-Горский обрабатывал полученный материал, показывал свою работу Министру путей сообщения, а затем демонстрировал снимки в Царском Селе. Работа была трудная, и требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших физических усилий. Светлана Гаранина: Несмотря на то, что имелся и транспорт и вообщем старались и подвести как можно ближе к объекту съемок, все равно он пишет, что съемки были, физически очень трудны, потому что от вагона, лаборатории приходилось идти к меcту съемки, неся с собой тяжелое аппаратуру, причем каждый объект он снимал с различных точек и добивался вообщем того, чтобы если это церковь, так она была снята и внутри и изнутри и снаружи, чтобы хорошо были видны и интръеры. Сделав съемку, он возвращался в вагон и ночью все это печатал. Если был что-то его неудовлетворяло то на следующий день это все повторялось. И так он пишет иногда по 8-10 раз ему приходилось переснимать Целых шесть лет Сергей Михайлович Прокудин-Горский ездил по разным уголкам России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, города. Очень много снимал и простых людей. Фотограф не остановил работу даже после начала Первой Мировой войны. В 1915 году ценой огромных усилий была проведена последняя экспедиция. Но затем грянула революция. В ужасе от крушения Империи и известии о расстреле царской семьи Прокудин-Горский покинул Россию. Вывезти коллекцию фотографий, которая состояла из стеклянных пластин, весом в несколько сотен килограмм, у мастера не было никакой возможности. Уникальное наследие, более трех тысяч цветных фоторабот были брошены, забыты и никому не нужны в новом государстве. Так мы обрекли историю своей страны на черно-белый цвет. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЗАБВЕНИЕ. Наши дни. Франция. Побережье Средиземного моря. Здесь в Сан-Тропе живет Дмитрий Свечин – внук Сергея Михайловича Прокудина-Горского. А вот таким Дима был в шестилетнем возрасте. Эту фотографию в 1926 году сделал его легендарный дед. После революции сначала сам Прокудин-Горский, а затем и его уже взрослые дети перебрались во Францию. В Париже вместе с сыновьями Дмитрием и Михаилом, Сергей Михайлович основал фотоателье. Постепенно он отошел от дел, а сыновья успешно продолжили его профессию. Различные компании с удовольствием привлекали их для рекламы. В 1937 году для Всемирной Парижской выставки они сделали по методу отца превосходный цветной фотоальбом национальных павильонов. Ведь Братья Горские были на тот момент единственными в мире обладателями технологии цветной фотографии. А еще единственными в мире хранителями уникальной коллекции… Бежав из страны в 1918, родным фотографа удалось-таки вывезти коллекцию из революционной России… Дмитрий Свечин: …часть которой не выпустили по политическим, по политическим сюжетам. Не знаю там, может, были фотографии императорской семьи или что. Об этом много говорили, но в конце концов никто ничего ясного об этом не знает. Та часть коллекции, которая осталась в России была безвозвратно утеряна. Мировой прогресс не стоял на месте. Новые технологии получения цветного изображения постепенно вытеснили трехцветную фотографию. Над коллекцией Прокудина-Горского нависла новая угроза – забвение. Семья жила в бедности, коллекция хранилась в подвале и постепенно портилась от сырости. Все попытки куда-то пристроить коллекцию, чтобы спасти ее от разрушения, ни к чему не приводили. Дмитрий Свечин: Много раз пробовали что-то такое из коллекции профессора получить практическое или кого-нибудь заинтересовать, чтобы материальное что-то такое из этого получить ничего из этого не вышло, никто этими фотографиями не интересовался. Виктор Минахин: Просто физический объем материала, если это стеклянные пластинки настолько велик, что очень мало организаций хотела возиться с ними. Верна Куртис: Когда у вас есть негативы, которые могут дать цвет, но сами негативы черно- белые, это сложно понять. Виктор Минахин: Известны случаи, когда в некоторых музеях если попадались такие тройные черно- белые изображения, хранители не очень понимали, почему их, собственно, три, отрезали, два из них выбрасывали, оставляли только один. Дмитрий Свечин: Все эти негативы черно-белые которые были вывезены из России и еще, у нас были то в подвалах, то у кого из семьи, были совершенно в таких условиях, которые в конце концов могли их повредить сильно. Вскоре на Европу обрушилась Вторая Мировая война. Париж был оккупирован немцами. А в 1944 году скончался создатель коллекции Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Казалось, что и коллекция разделит участь мастера. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. Сразу после войны отношения между странами-союзниками были самыми теплыми и дружественными. В США возник дикий интерес к России, даже американские мальчишки, играя в войну, хотели быть русскими солдатами. Харольд Линч: Это произошло до начала холодной войны, в то время интерес к русской истории и культуры был огромен. Университеты предлагали специальные программы и курсы. Библиотека конгресса демонстрировала экспонаты в первую очередь книги, периодику и другие визуальные материалы, которые были привезены в Америку. Так совпало, что в этих условиях роста интереса к России, Библиотека Конгресса заинтересовалась покупкой подобной коллекции. Светлана Гаранина: После Великой отечественной войны <…> княгиня Мария Путятина, эмигрировавшия в Америку, переводила для американских издателей “Историю русского искусства” Грабаря, ее тесть, в свое время, представлял ко двору Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Она об этом знала и знала так же, что его сыновья вывезли из России коллекцию достопримечательностей России. Ио вот именно с ее подачи, для того чтобы иллюстрировать “Историю русского искусства” стали их искать. Пережив революцию, две мировые войны и тридцать лет забвения, коллекция вновь оказалась востребована. Наследников Прокудина-Горского разыскали, и Библиотека Конгресса США выкупила у них коллекцию в 1948 году. За сорок лет до этого Прокудин-Горский, будто предвидя трагическую судьбу своих фотографий, писал Столыпину о том, что коллекция должна принадлежать народу, иначе есть угроза, что она будет вывезена и станет достоянием другой страны. То, чего опасался мастер, в итоге произошло. Библиотека Конгресса США – это крупнейший мировой научный центр. В ее архивах хранятся миллионы книг, записей, фотографий и манускриптов. Главная задача библиотеки – сохранять историческое наследие для будущих поколений. Однако технологии печати цветных снимков с черно-белых стеклянных негативов были утрачены. Никто не знал, что делать с этой грудой материала. Харольд Линч: Для нас было очень сложно понять, как работает эта технология и как вообще получить цветное изображение на бумаге, или вывести его на экран. Поэтому основной целью Библиотеки на тот момент было сохранить коллекцию. Елена Зинкман: Главная сложность в сохранении стеклянных негативов и альбомов фотографий состоит в том, что материал, из которого они изготовлены. со временем разрушается, а краски выцветают. Поэтому хранить такие материалы необходимо в холодном и сухом помещении. Это лучшее, что можно сделать для подобных старых коллекций. Лучше всего хранить такие материалы при низкой влажности и температуре около 18 градусов. Эта главная проблема. Вторая сложность была в том, чтобы обеспечить безопасную работу с ними. Ведь люди иногда представляют наибольшую опасность для фотографических коллекций. Экспонаты могут случайно падать а, бумага рвется. Чтобы обеспечить сохранность, мы поместили стеклянные негативы в специально сделанные для них чехлы. Коллекция Прокудина-Горского состоит из 1902 стеклянных негативов и 14 рабочих альбомов. Эти альбомы представляют собой каталог всей коллекции. Прокудин-Горский вклеивал в эти альбомы черно-белые версии каждой работы с комментариями и указаниями, где и когда был сделан снимок, и что на нем изображено. Долгие годы коллекция хранилась в библиотеке, не выставляясь для широкой аудитории. Интерес к ней проявляли только эксперты, но никто не мог получить цветное изображение. Профессору русской истории Роберту Алхаусу удалось все-таки отпечатать несколько цветных фотографий со стеклянных негативов. И хотя процесс был очень тяжелым и дорогостоящим, Алхаус выпустил книгу о коллекции «Цветные фотографии для царя». В этом издании он рассказал историю коллекции и опубликовал эти несколько цветных снимков. Это издание произвело эффект разорвавшейся бомбы, и привлекло внимание широкой общественности к коллекции Прокудина-Горского. Но получилось так, что коллекция была в Америке, а все архивы и материалы, связанные с историей создания коллекции, остались в Советском Союзе за железным занавесом. Дмитрий Свечин: Алхауз, американец Алхауз написал об этом книгу с этими фотографиями. С тех пор начался всеобщий интерес, а до тех пор никто больше этим не интересовался. И мы еще меньше других. Советский Союз. 1969 год. Молодой научный сотрудник Светлана Гаранина работала в архиве над диссертацией в архиве русского императорского технического общества. в Центральном государственном архиве нашла записку, которая называлась к портрету Льва Николаевича Толстого, где председатель фотографического отдела Сергей Михайлович Прокудин Горский рассказывал, как 23 мая 1908 года в Ясной Поляне он снимал цветной портрет Льва Николаевича Толстого. Меня чрезвычайно удивило, прежде всего, то, что оказывается цветная фотография, существовала в 1908 году. Когда я пришла в музей Толстого и попросила их показать их мне цветной портрет Льва Николаевича Толстого они мне сказали зачем он вам нужен он же раскрашенный С того момента Светлана Петровна посвятила свою жизнь коллекции Прокудина-Горского. Она долго искала ее в России, но нашла лишь небольшую часть обрезанных негативов, из которых цветные фотографии получить уже было невозможно. Спустя годы Светлана Петровна узнала, что коллекция находится в Америке. Тогда и началось ее сотрудничество с Библиотекой Конгресса США. Люди двух континентов, увлеченные одним делом, объединили усилия для возрождения уникальной коллекции. Свой вклад внесли и внуки Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Они сохранили дневники деда, которые помогли восстановить многочисленные пробелы в истории коллекции. До 90-х годов, только небольшое количество фотографий из коллекции было отпечатано в цвете. В то время произвести все хранившиеся в библиотеки фотографии в цвете было просто невозможно. Верна Куртис: "Многие наши посетители были восхищены альбомами, которые мы им показывали они знали, что у нас есть и негативы, из которых можно было получить цветное изображение, но не было никого способа показать им эти фотографии в цвете" Харольд Линч: Первая попытка библиотеки Конгресса организовать выставку фотографий Прокудина-Горского была предпринята в 1986 году. Мне кажется, тогда было показано небольшое количество фотографий 20-25 Одна из причин этого - дороговизна. В то время было очень дорого произвести и напечатать в цвете фотографии со стеклянных негативов. Сотрудники библиотеки конгресса понимали важность хранившихся фотографий для историков и реставраторов, и когда в 90-е, появились компьютерные технологии и стало теоретически возможным осуществить сканирование всех стеклянных негативов, был дан старт этому сложному проекту. Верна Куртис: В течение нескольких лет было несколько предложений, как можно было бы осуществить этот сложный проект. Мы старались показать не только экспонаты но и сами фотографии в цвете. Мы хотели, поделиться этими материалами со всем миром и помочь людям из России, которые начинают восстанавливать и реставрировать церкви, увидеть эти храмы изнутри в цвете, так как это запечатлено на фотографиях. Объединенные усилия многих людей преодолели все препятствия. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. СОБСТВЕННЫМИ ГЛАЗАМИ. Сегодня уникальные материалы коллекции, к счастью, доступны всем желающим. Черно-белые тройные снимки были успешно отсканированы и совмещены при помощи компьютера, что позволило получить цветное изображение. Для этих целей было написано специальное программное обеспечение. Затем цифровые копии всех негативов выложили во всемирной сети Интернет. Для того, чтобы сегодня любой человек мог абсолютно бесплатно полюбоваться на эти уникальные фотографии, огромное количество фанатично увлеченных людей проделали колоссальную работу. Фил Майкл: Мы решили, что мы не будем пытаться точно воссоздать цвета, которые Прокудин-Горский мог видеть в свое время и запечатлел на фотографиях. Мы отсканировали негативы таким образом, чтобы каждый мог самостоятельно совместить три черно-белых изображения и получить цвет. Лин Брукс: Была проделана огромная работа разными подразделениями Библиотеки Конгресса. Было превосходно осуществлено сканирование стеклянных негативов. Европейский отдел осуществил поиск названий мест и объектов, так как за прошедшие годы после революции и падения железного занавеса многие названия изменились. Была проделана работа по нанесению на карту маршрутов десяти экспедиций Прокудина-Горского. Эта была совместная работа огромного количества людей. И когда в 2001 году, состоялась выставка, войдя в зал я почувствовал, что у меня на глазах проступили слезы, потому что это стало кульминацией усилий огромного количества людей и цепи событий и совпадений , которые привели к этому результату. Мне кажется то, что сделано, можно назвать своего рода машиной времени, которая позволяет вернуться в дореволюционную Россию. Нам удалось сохранить историю для будущих поколений. Давайте же посмотрим на нашу историю по-новому – в цвете. На сочные краски зелени на заре индустриальной эпохи, еще не покрытые слоем копоти. На открытые лица людей, на которые еще не лег отпечаток двух мировых воин. На прекрасные памятники архитектуры: некоторые из них мы утратили, какие-то все же смогли сохранить. На бескрайние просторы России. Лишь они не изменились за прошедшее столетие. Они вечны. Конец 2009 год |
В отличие от сценария, который является основой всего фильма, закадровый текст пишется, когда весь видеоряд уже смонтирован. Он создается с учетом времени звучания, чтобы звук в точности ложился на изображение. Поэтому это несколько другой вид работы, нежели написание сценария. Представляю вашему вниманию закадровый текст к документальному фильму Ивана Мартынова История в цвете Автор текста: Белоусова Евгения |