Урок истории
Это были золотые времена нашего 8
"А" класса, когда нам было по 13 – 14 лет, и Дмитрий Валерьевич
Коннов преподавал у нас историю. Он был очень стройным молодым человеком
примерно 23 лет с руками пианиста. Он носил очки, модную прическу, которая ему
очень шла, и был всегда безупречно одет. Но его визитной карточкой была
походка. Он ступал мягко и плавно, совсем как женщина или, лучше сказать, как
манекенщица. Сначала мы прикалывались по этому поводу. И когда он шел по
коридору, школьники пристраивались за ним: кто-то просто хотел его
передразнить, другие, возможно, хотели научиться ходить также. Но в любом
случае это никому не удавалось. Позже все к этому привыкли.
Сейчас, когда
прошло уже много лет, я вспоминаю это время с теплом и любовью. Я помню наш
первый урок с Дмитрием Валерьевичем:
На перемене мы
толпились перед кабинетом истории и оживленно обсуждали нового историка и план
нападения на него. Мы уже видели его в коридоре, и поэтому у нас было
достаточно поводов для язвительных дискуссий. Его походку мы разбирали как на
комсомольском собрании. Его молодость также вызывала негативную реакцию.
"Опять
прислали какого-то молокососа!" – сказал один из одноклассников. Это
звучало грубо и язвительно, но что тут поделаешь... Мы были тогда в переходном
возрасте – тяжелые подростки.
"Зато можно
развлечься, - откликнулся Дима Лужбин. – Мы сейчас быстренько доведем его до
того, что он сбежит, также как и все остальные". Да, это была чистая
правда. Молодые учителя задерживались у нас не долго, так как они не могли
вынести наши выходки. Они увольнялись уже через три недели.
Оставалось уже
совсем немного времени до начала урока, и мы вошли в классную комнату. Мы были
полны решимости показать этому юнцу, где раки зимуют.
Первые парты
остались пустыми. Все уселись на задние ряды. Мы делали так всегда из чувства
самосохранения и чтобы подчеркнуть нашу незаинтересованность в уроке. Дима
Лужбин занял нападающее положение на второй парте перед учительским столом. Я
села одна на вторую парту у окна, так как я предчувствовала что-то интересное и
необычное. Но для поддержания атмосферы я изобразила на лице равнодушие. Все
шумели и кричали.
Прозвенел звонок,
и вошел симпатичный молодой человек. Он закрыл дверь и сказал улыбаясь:
"Привет, народ!"
Это произвело
впечатление атомной бомбы. Мы, конечно же, не ожидали такого приветствия. Тут
же стало тихо. Вдруг все почувствовали необычайную силу, исходящую от этого
человека. Все сидели, замерев, и ждали продолжения.
Он представился и
ознакомил нас с системой проведения своих уроков. Дмитрий Валерьевич отменил
учебники как на занятиях в классе, так и для подготовки домашних заданий. Это
доставило нам большое удовольствие, так как чтение учебников мы никогда не
любили.
"Я вижу, что
вы оставили первые парты пустыми", - сказал он весело и спокойно. Я
подумала, что сейчас он начнет нас пересаживать. Но я ошиблась.
"Вы правильно
сделали, - говорил Дмитрий Валерьевич дальше, - В начале каждого урока в
течение 15 минут на этих партах будут письменно опрашиваться 3 – 4
человека".
В классе можно
было услышать недовольный шепот. Но я подумала: "Это ведь и наша вина.
Если бы мы не сели назад, возможно, он бы так не сказал". Я почувствовала
большое уважение к этому человеку.
Дима начал свою
атаку. В то время как Дмитрий Валерьевич говорил, он незаметно постукивал
пальцем по виску. Таким образом, он хотел показать, что наш преподаватель
немного не в своем уме. Дмитрий Валерьевич вдруг ухмыльнулся и спросил у Димы:
"Что это ты делаешь всё время? У тебя нервный тик?" Все засмеялись.
Дима покраснел и затих. Я была восхищена, с какой честью Дмитрий Валерьевич
выдержал это испытание.
Затем он начал
читать лекцию о Древних государствах. Я никогда раньше не слышала ничего более
интересного. Голос учителя был необычен, как и он сам. Он заставлял слушать, и
отвлечься было невозможно. Но постепенно некоторые ребята начали понимать, что
новый учитель не так уж ужасен. Они решили расслабиться, стали вертеться
туда-сюда и заниматься посторонними делами. Это создавало шум. Внезапно этот
чарующий голос изменился.
"ХЕЙ!!!" – был резкий короткий окрик. И голос вновь стал
мягким и спокойным. Но тишина была моментально восстановлена, и до конца урока
уже никто больше не решился нарушить эту необычную чарующую атмосферу урока.
По расписанию у
нас было два урока истории. Но когда прозвенел звонок, Дмитрий Валерьевич
спросил улыбаясь: "Знаете, как учителя зарабатывают дешевую популярность
среди учеников?"
Все навострили
уши. "Второго урока не будет! Вы можете идти домой". От радости мы
чуть не потеряли рассудок. Мы шли домой и
превозносили нашего учителя истории. Все были им восхищены.
Да, Дмитрий
Валерьевич добился нашей любви и уважения. Для нас он был выше самого
директора. Мы писали ему стихи. Так случилось, что через два года ему пришлось
нас оставить. Но он остался в наших сердцах как лучший учитель всех времен!
Белоусова
Евгения
конец
1996 года
(Рассказ был
написан на немецком языке,
перевод с нем.
автора)